четверг, 26 декабря 2013 г.

Сказание о граде Ирам

Разве ты не слышал о том,
Как Господь поступил с адитами
Града Ирам многоколонного,
Подобного коему не воздвигнуто
Ни в одной стране?!

(Сура 89:6-8)
Как гласит предание, у царя Ада
было два сына – Шаддад и Шадид.
Когда Ад умер, оба чада его,
по взаимному согласию, вместе вступили на прстол
и стали владычествовать.
Братья отличались жестоким нравом и властолюбием.
На средства от отцовского наследства
они собрали большое войско и с помощью его
овладели землями всех царей и правителей
от востока до запада.
Вскоре, однако, Шадид умер,
и царём всех завоёванных стран стал Шаддад.
Царь Шаддад был книгочей, с великой охотой
и любовью перелистывал священные книги,
ниспосланные древним пророкам.
Из них-то он и почерпнул сведения о небесном Рае.

Хочу возразить: правил Шаддад до Авраама,
а значит ни о каких «перелистываниях»
не может быть и речи, ибо тогда записи велись
на глиняных таблицах. Но уже хорошо то,
что подтверждается, что «сведения» он получал
от «древних пророков».


Увлёкшись его описаниями,
Шаддад так размечтался, что возжелал создать
подобие Рая на земле. Придворные мудрецы
пытались отговорить царя от этой богопротивной затеи.
Однако тщеславный властелин стоял на своём.

Вот, что сказано в Коране
об этой истории:


67. Нет, сородичи!
Я вовсе не безумный,
А посланник Владыки миров.
68. Я только передаю вам Божии наказы
И преподношу добрые и верные советы.
69. Тому ли вы удивляетесь,
что учение от Господа вашего
Ниспосылается вам через одного из вас,
кому предназначено вас увещевать?!
Помните, что Бог сделал вас
Приемниками погибших соплеменников Нуха;
даровал высокий рост и силу;
Не забывайте о благодеяниях Божиих,
Дабы оказаться среди спасённых.
(7:67-69)

Получается, что исполины

(4 В то время были на земле исполины,
особенно же с того времени,
как сыны Божии стали входить
к дочерям человеческим,
и они стали рождать им: это сильные,
издревле славные люди.
(Быт.6:4))

тоже были спасены во время Потопа.
Каким образом?
Видимо, жена Ноя или его мать были из рода исполинов.


76. Мы спасли Нуха с семейством
От великой напасти
77. и сделали так, что на земле
Остались одни его потомки.
(Сура 37:76-77)

Далее об Ираме:

Местом для возделывания земного рая,
имя коему в честь царского предка дали Ирам,
была выбрана Аденская долина в Йемене,
славившаяся чудеснейшим климатом
и чистейшей водой.
Со всего света туда созвали семьдесят тысяч
самых искусных мастеров ,
и распоряжение им
придали семьсот тысяч подмастерьев.
Отовсюду в Ирам свозили мрамор
самых разнообразных пород,
золото и серебро, алмазы и гиацинты,
жемчуг и бирюзу, равно как
многоразличные благовонные растения – алоэ,
сандал, мускус, гвоздику и шафран.
Прежде чем приступить к строительству,
мастера направили
в избранную для города местность
десять благодатных ветров,
дувших со стороны Йемена и Сирии

(пожалуй, это заслуживает доверие, ибо

Сура 34: 12.
Мы подчинили Сулейману ветер,
И утренний (пробег) его пути
Был месячным,
И путь вечерний - тоже месяц;

поэтому вполне вероятно,
что и прежде
кто-то обладал подобными благими свойствами


34 Можешь ли возвысить голос твой к облакам,
чтобы вода в обилии покрыла тебя?
35 Можешь ли посылать молнии,
и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы?
36 Кто вложил мудрость в сердце,
или кто дал смысл разуму?
(Иов.38:34-36)

Но вернёмся к нашей истории)

и прорыли десять каналов,
не уступавших по своей ширине полноводным рекам,
отведя их воды в раскинувшееся неподалёку море.
А затем на подготовленном месте
стали подниматься палаты
невиданной красоты и роскоши.
Утопая в зелени, эти великолепные чертоги
с золотыми колоннами, серебряными стенами,
рубиновыми и алмазными дверьми,
излучали дивное сияние, которое слепило глаза,
сливаяь с блеском солнечных лучей,
отражавшихся в златобрежных каналах,
что опоясывали дворецы.
Воздух Ирама был пропитан тончайшими,
изысканнейшими ароматами.
В садах возвышались золотые и серебряные деревья,
сверкающие изумрудными и топазовыми листьями,
плодами из алмазов, жемчуга, рубинов, гиацинтов.
А на деревьях, переливающихся всеми цветами радуги,
сидели, вытесанные из драгоценных камней,
диковинные птицы.
Сады озарялись блеском вылитых из золота
и драгоценных камней всевозможных цветов – фиалок,
нарциссов, гвоздик, тюльпанов, жасмина и базалика.
Берега же многочисленных рек и каналов
украшали великолепные сосуды.
Строительство длилось триста лет

(трудно поверить в это,
но примеры такой долгой жизни есть в Библии:
мать Моисея, Аарона и Мариям
жила тоже достаточно долго)
.

По его завершении Шаддад разослал
во все концы царства глашатаев,
которые от его имени возвестили подданым
приказ царя явиться в Ирам
со своими божествами, дабы принять участие
в торжествах по случаю основания города.
Когда народ собрался, туда направился сам Шаддад
в сопровождении министров,
вельмож и прочих придворных.
Но уже у самых ворот Ирама
слух царя потревожил голос небесного ангела,
от имени Господа заявившего Шаддаду:
- Если уверуешь в Единого и единственного Бога,
я позволю тебе вступить в город,
но коли ослушаешься,
душа твоя тотчас окажется в руках моих!
Высокомерный же царь не внял увещеванию
вестника Божиего.
И тогда ангел издал страшный вопль.
Шаддад и те, кто был с ним, пали замертво ,
а город, со всеми его роскошными постройками
и садами, Господь сделал невидимым для людей.
Рассказывают также, что он был засыпан песком,
поднявшейся по воле Бога бурей.
Временами заблудившиеся а пустыне путники
нет-нет да и набредали на мёртвый чудо-город.
Однако тщетно пытались они унести с собой
хоть толику из его богатства:
за пределами города все унесённые ими сокровища
на глазах рассыпались пылью.
Впрочем существует предание,
согласно которому одному из арабов всё же удалось
не только посмотреть на Ирам собственными глазами,
но и привезти оттуда целый мешок драгоценностей.
Произошло сие будто бы в правление халифа Муавии
(661-680 гг).
Случилось так, что некий бедуин
по имени Абдаллах ибн Килаба,
потеряв одного из своих верблюдов,
отправился на розыски в пустыню.
Долго он брёл, пока прямо перед ним не выросла стена,
столь длинная, что конца её было не видать.
Пройдя вдоль необыкновенной стены,
Абдаллах вдруг наткнулся
на распахнутые настежь ворота.
Недолго поколебавшись,
бедуин, влекомый любопытством,
решился ступить внутрь.
Но лишь только он шагнул через ворота,
как вмиг остолбенел,
ослеплённый представшим пред ним чудом:
взору араба во всём великолепии открылся град Ирам.
Когда Абдаллах пришёл в себя,
он принялся осматривать дворцы
и сады чудесного города.
Сказочная красота Ирама так поразила бедуина,
что он засомневался, не покинул ли его рассудок.
Ведь подобного совершенства, говорил он себе,
на земле не бывает, а сам он пока жив
и потому в Рай попасть не мог.
Не веря своим глазам, бедуин, однако,
бросился к верблюду, схватил вьюк и
спешно стал ссыпать туда драгоценности.
Затем, усевшись на верблюда, Абдаллах покинул город.
Отъехав не некоторое расстояние,
он захотел взглянуть на город ещё разок.
Но, обернувшись ничего не увидел.
Тогда он решил проверить, цели ли его драгоценности.
Слава Богу, те оказались на месте.
Весть о необыкновенном происшествии
достигла Домаска и правителя его – Муавии,
который призвал Абдаллаха к себе во дворец,
чтобы расспросить о необыкновенном приключении.
Тот подробно поведал обо всём,
но халиф не верил бедуину.
Тогда Абдаллах протянул халифу перстень
из того самого Ирамского мешка с драгоценностями.
Муавия велел тщательнейшим образом
осмотреть перстень.
И чуть только приоткрыли крышку его,
как по всему дворцу
распространилось нежнейшее благоухание,
доселе неведомое никому из находившихся в покоях.
Так халиф убедился
в правдивости абдаллаховова рассказа,
хотя и не переставал изумляться,
слушая его повествования о таинственном граде.
Чтобы до конца рассеять своё недоверие,
Муавия потребовал к себе учёного-богослова
Каба аль-Ахбара.
- Известно ли тебе что-либо о таких чудесах?
- О, да. Это – тот самый город Ирам,
о коем сказано в Писании:
побобного ему не воздвигнуто ни в одной стране.
Его построил царь Шаддад.
Но город сей, по воле Божией,
сокрыт от взоров людских.
Правда, читал я в древних книгах,
во время твоего правления
туда посчастливится проникнуть
одному из твоих подданых.
Человек тот будет небольшого роста,
рыжеволосый, с карими глазами
и родимыми пятнами на лице и груди.
В Ираме таковой окажется случайно,
блуждая по пустыне в поисках своего верблюда.
Однако после того, как он побывает там,
город вновь скроется от взора человеческого,
и на сей раз – во веки веков.
Закончив речь, Каб неожиданно обернулся.
Взгляд его пал на Абдаллаха, и,
к своему изумлению, мудрец узнал в нём
черты человека, о котором только что поведал халифу.
«Клянусь Богом, он и есть тот самый мусульманин!» -
воскликнул мудрец.

("Священная история согласно Корану"

Ибрагим Т.К., Ефремова Н. В., гл. 4 "Худ")
.

Комментариев нет:

Отправить комментарий